четверг, 10 июня 2010 г.

Немного о милосердии

Немного о милосердии.
(из опыта работы)
Социальный педагог МОУ СОШ № 31 г.Энгельса Саратовской области
Реутова Таисия Назришоевна.

В одном провинциальном городке жила-была девочка. Ничем она не отличалась от своих сверстников. Училась в школе, помогала маме по хозяйству, ходила в музыкальную школу.
Так жила она и не подозревала, что её жизнь может измениться в одно мгновение.
Однажды шла девочка из музыкальной школы. Погода была пасмурная, моросил дождь. На душе «скребли кошки», скоро экзамены, а почти ничего не готово, надо постараться. И без того низкая самооценка, опускалась ещё ниже. В голове проносились мысли о том, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию? А что скажет мама? Опять я не оправдаю её надежд. И в этот самый момент, девочка подошла к пешеходному переходу. Машины неслись, казалось, с огромной скоростью, никто не хотел уступать дорогу пешеходам. В начале перехода стояла бабушка с клюкой и опасливо озиралась по сторонам. Она казалась такой одинокой, такой напуганной. Люди шли мимо, все были заняты своими проблемами, никто не замечал эту одинокую, сгорбленную фигурку.
«Доченька,- обратилась она к девочке – помоги мне перейти дорогу. Совсем я со страху растерялась», чуть не плакала она. Девочка на минуту отвлеклась от своих нерадостных мыслей. «Бабушка, давайте я вам помогу. Мне совсем не трудно!»
Бабушка оперлась на руку девочки и они перешли дорогу. Машины по прежнему проносились мимо, люди шли своей дорогой. А у девочки вдруг от чего-то стало на душе светлее, радостнее как-то. Девочка не понимала почему с ней происходят эти перемены.
И она сделала для себя вывод, что чувствует себя супергероем., как герой из фильма «Черная молния». И эти ощущения ей очень понравились. Все грустные мысли отступили на второй план и она уже не вспоминала, что её так беспокоило. Придя домой, девочка не могла успокоиться, ей хотелось поделиться своей радостью с мамой.
«Мама, я сегодня я перевела бабушку через дорогу! Бабушка назвала меня доченькой. Мне это так понравилось. Мама, я герой?»
Это реальная история, произошедшая с подростком в 2010 году.
Почему же для современного ребенка перевести бабушку через дорогу приравнивается к героическому поступку?
Куда ушли времена тимуровских отрядов? Когда помощь старшим воспринималась, как само собой разумеющееся.
Уступить место в автобусе не приветствуется сверстниками. Перевести бабушку через дорогу подвиг.
Что же такое милосердие? Как понимают это «милое сердцу» дело подростки XXI века. Способны ли они чувствовать и сострадать.
Я провела опрос в своей школе среди подростков 13-15 лет. Опрошено было 80 человек учащихся 7-8 классов. На вопрос «Что такое милосердие?» 48% ответили, что это человечность, 42% - доброжелательность, 37 % - доброта, 21% - уважительность, 16% - отзывчивость, 6% - сочувствие.
Обратимся к словарям.
Исторический словарь
— сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся
Большой энциклопедический словарь
МИЛОСЕРДИЕ, сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
Словарь символов
В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.
Социологический словарь
— англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению.
В результате опроса выяснено, что наши дети понимают, что такое милосердие. А применяют ли они милосердие в повседневной жизни? На вопрос «Уступите ли вы место пожилому человеку в автобусе?» 58 % ответили – конечно, 37 % - в зависимости от моего состояния, 6% - ответили «нет». Что и говорить, уважительное и сострадательное отношение к старшим развито у наших детей ещё недостаточно. И хочется сказать, что корни этого лежат в семье. Если в автобусе мама не садиться сама, а сажает своего «дитятю», поднимает всех криком «Уступите место ребенку», то и ребенок не уступит место ни матери, ни «чужому» пожилому человеку. Только личным примером можно зародить в ребенке ростки милосердия.
На вопрос «Как вы относитесь к людям без определенного места жительства?»
58 % ответили – сочувствую, 42 % - терпимо, 16 % - желаю помочь. Всё таки сочувствие перевесило терпимость. Это радует.
Часто в СМИ обсуждают тему смертной казни в нашей стране. Я решила спросить подростков «Как вы считаете нужна ли смертная казнь в России?» 58 % ответили – некоторых подонков надо расстреливать на месте, 21 % считают, что не нужна, хорошо, что отменили, 16 % - считают, что это грех, 10 % - уверены, что необходимо оставить смертную казнь не для всех категорий преступлений. Уверена, что эту тему обсуждают почти в каждой семье. Может быть многие ответы «срываются» с уст родителей?!
58 % респондентов считаю, что люди «других» национальностей такие же , как и другие, 37 % признают, что среди их друзей много подростков разных национальностей, 21 % относиться терпимо. Как видно из опроса, в нашей школе проблема национализма остро не стоит. Национальный состав нашей школы складывается из таких национальностей как : казахи, армяне, азербайджанцы. И все дети дружат с друг другом и не замечают различий.
Несколько слов о подвиге. На вопрос «Переведете ли вы бабушку через дорогу, если спешите?» 68% ответили – конечно, старость надо уважать, 26 % - зависит от ситуации, 6 % - нет я спешу. Старость надо уважать, но в особых ситуациях. Какая же ситуация может заставить подростка помочь человеку. Может потому и помощь нуждающемуся и воспринимается как подвиг.
Нуждающимся может быть не только человек, но и «братья наши меньшие» Мы живем на окраине города и в нашем микрорайоне остро стоит проблема бездомных животных. Собаки стаями по 8-10 животных лежат возле остановок и магазинов. Эта ситуация вызывает чувство страха и ненависти к животным у жителей нашего поселка. Я не могла не спросить у детей «Как вы относитесь к бездомным животным и что предлагаете, чтобы изменить ситуацию?» 84 % видят решение проблемы в создании приютов для бездомных животных, 16 % боятся за свою жизнь, 16 % предлагают проводить санитарную обработку животных, 6 5 считают, что необходимо не давать им размножаться. Дети понимают людей, которые подкармливают бездомных животных (68 %) и сами подкармливают (26 %).
Чтобы там не говорили о потерянном поколении, я считаю, что в отдельно взятом районе наблюдаются проявления милосердия. Дети видят это по своему – дать кусок хлеба бездомной собаке, помочь бабушке перейти дорогу, быть не жестоким, а добрым и человечным по отношению к окружающим людям. И если «маленький» человек совершит маленький подвиг, то встав взрослым, он не допустит ненависти, унижений и жестокости. Может быть тогда исчезнут войны и расовая ненависть.
В нашей школе проводятся социально-значимые акции для обучающихся, призванные на проявления милосердия: это сбор подарков для детей из детских домов, это посещение интерната для умственно-отсталых детей, помощь ветеранам. Можно много перечислять мероприятий, проводимых в школе, но самое главное, и я не устаю это повторять, это те ценности и установки, которые получают дети в семье.
Родители! Будьте милосердны прежде всего к себе. Воспитывая милосердного ребенка, вы обеспечиваете себе не одинокую, не нищую старость. Подумайте об этом, когда будете ехать в автобусе, идти по улице, стоять в очередях.
Задача родителей и школы сделать помощь слабому обычным явлением для наших детей. Пусть это приносит им радость. Сегодня ребенок поможет чужому человеку, а завтра и близкий человек не останется без внимания. Может быть тогда не будет брошенных и забытых стариков, умирающих в нищете и одиночестве.

понедельник, 7 июня 2010 г.

Уважаемые коллеги, здесь Вы можете поделиться своим мнением по данной теме। Представить свои разработки классных часов и внеклассных мероприятий,направленные на изучение семьи и сплочение коллектива.

Отрывок из сочинения учащеся ८ класса "Госпожа Простакова:"госпожа бесчеловечная или заботливая мать?"

...На первый взгляд она (Простакова) кажется бездушной, чёрствой, эгоистичной и невоспитанной особой, но , как мне кажется, в её непростом характере есть не только её вина, не следует её критиковать и винить...Она такая какая есть.
Да , конечно, она во многом неправильно себя вела, не уважала старших, ни во что не ставила своих крестьян, "обдирала их до нитки", никогда не считалась с чужим мнением।
Я не знаю, какие чувства она вызывает у других читателей। Возможно, это непонимание, ненависть, раздражение, презрение... Но у меня она вызывает лишь жалость। Я не испытываю к этой героине других чувств, кроме сочувствия и жалости। Потому что таких как она нужно в какой-то мере понимать и не обижаться। Но не только она виновата в том, что у неё такой кругозор, характер. Виной всему и время, в которое жила Простакова, и окружение, в котором она росла, и , как я думаю, воспитание। Я считаю, что если человек будет с детства воспитываться в культурной семье со своими правилами то, когда человек вырастит, в его семье будут такие же правила, но если в воспитании этого человека допущены ошибки, и человек это осознает, то он в будущем не допустит этих ошибок। Сейчас всё это уже не так, даже в неблагополучной семье может подрастать очень умный, добрый, культурный ребенок, и наоборот. Но характер человека в основном зависит от того, что в начале жизни "вложат" в ребенка родители, укажут ли правильный путь, по которому следует идти дальше по жизни.

среда, 2 июня 2010 г.

Уважаемые коллеги! Прошу принять участие в обсуждении моей статьи। С чем согласны? Как складывается ситуация с семьями в вашем общеобразовательном учреждении? Жду Ваших писем!!!

Влияние семьи на поведение подростка

Влияние семьи на поведение подростка.
(из опыта работы)
Реутова Таисия Назришоевна, социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г.Энгельса Саратовской области

Семья – ячейка общества. Семья – это главное, что есть в жизни каждого человека. Сколько бы не было лет, в любом возрасте мы возвращаемся в семью. Хорошо ли нам , плохо ли. Только здесь, в семье, нам рады всегда, в любом состоянии. «Что имеем не храним, потерям плачем». Когда родные люди умирают, осознаешь, что не хватает нам их ворчливости, раздражительности, упрямства, всего того, что так раздражало при их жизни. Вижу немолодого человека, который приходит на могилу родителей. Разговаривает с ними, просит за что-то прощение. Только человек, потерявший всё человеческое может обидеть своих родителей. К сожалению, СМИ и телевидение в последнее время часто рассказывает нам о таких «моральных уродах», которые поднимают руку на свою мать, убивают своих родных из-за квартиры, за то, что не дали деньги на выпивку и дозу. А ведь ,наверняка, они тоже были детьми и любили своих родителей. Дарили подарки на праздники, помогали по дому. Что же могло произойти? Что так изменило этих особей человеческого вида. Может они заболели?
Да, наверное, заболели и причина этой страшной болезни лежит, по моему убеждению, в семье.
Многие источники и жизненный опыт доказывают, что дети проецируют свою жизнь по образу и подобию своей семьи. Мы можем долго говорить о том, что нельзя курить и пить ребенку, но сами продолжать злоупотреблять вредными привычками. Мы можем учить ребенка соблюдать гигиену жилища и личную гигиену, а сами ходить с немытыми волосами и грязными ногтями и допускать запыление и грязь в доме. Говорить ребенку о благородстве и милосердии, а сами обсуждать и осуждать соседей при ребенке, не уступить место старушке в автобусе, и брезгливо оттолкнуть с дороги старика, который мешает вам пройти. Главное для ребенка – иметь перед собой пример, достойный подражания. Даже не в смысле материального благополучия, а в смысле самоактулизации, то есть плодотворного претворения в жизнь собственных способностей. Дети чувствуют счастливых людей и тянутся к ним. Если дома «всё хорошо» и мама улыбается, а папа дружески похлопывает по плечу, то и у ребенка на душе светло и спокойно и он не будет чувствовать себя брошенным и ненужным.
Что бы не говорили о значении школы в воспитании и развитии здоровой, полноценной личности, самое важное значение в жизни любого человека играет семья. В последнее время, всю вину за совершение школьников правонарушений и преступлений, асоциального поведения перекладывают на школу. А это, по крайней мере, нелогично, так как авторитетом для ребенка являются родители, какие бы они не были.
В нашей школе обучаются 454 человека из них – 113 детей проживают в неполных семьях: воспитывает одна мать – 73, воспитывает мать одиночка – 7, воспитывает один отец – 6. Я считаю, что неполные семьи имеют право на существование. И только от родителей зависит как эта жизненная ситуация отразиться на ребенке. Проводя исследование детей асоциального поведения, я сделала вывод, что, к сожалению, все 14 подростков, состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних проживают в неполных семьях, 9 из 10 семей в социально-опасном положении – неполные семьи. Это вовсе не означает, что если семья неполная, значит в ней обязательно могут возникнуть проблемы с ребенком. Но факт, остается фактом. Неполные семьи тоже бывают разные. Некоторые люди слишком заняты устройством собственной жизни и собственным трудным характером и потому не могут дать детям того, что им нужно. Вот тогда и возникают отклонения в поведении детей. В семьях «наших» детей асоциального поведения – родители зачастую просто не замечают своих детей, устраивают свою личную жизнь, бросают детей. И такая ситуация наблюдается не только в этом учебном году. Проводя мониторинг за 5 лет, можно сделать такие же выводы. Если ребенку не уделяют должного внимания, у него проявляется отклоняющее от нормы поведение.
Проводили анкетирование среди участников образовательного процесса : родителей, детей и учителей. Вопросы анкеты для всех были практически одинаковые и касались отклоняющего от нормы поведения в школе: какие формы поведения считаете отклоняющими от нормы, причины отклоняющего поведения, к кому обратились бы со своими проблемами. В результате этого исследования выявлено, что отклоняющим поведением считают дети – опрошено - : невыполнение домашних заданий – 62%, отказ от работы в классе – 51%, демонстративность – 37 %, ошибки в правописании – 8%. , излишняя замкнутость, общительность – 7 %, вызывающий внешний вид – 25 %, драки – 74 %, срывы уроков, прогулы – 71 %, отрицательное отношение к учебе – 45 %, неусидчивость на уроке – 25 %, неподчинение учителям и взрослым – 51 %, курение – 65 %, воровство – 80 %, грубость, сквернословие – 80%. Родители: опрошено - невыполнение домашних заданий – 100%, отказ от работы в классе – 66%, демонстративность – 66 %, ошибки в правописании – 2%. излишняя замкнутость, общительность – 37%, вызывающий внешний вид – 20 %, драки – 75%, срывы уроков, прогулы – 100%, отрицательное отношение к учебе – 45 %, неусидчивость на уроке – 66 %, неподчинение учителям и взрослым – 66 %, курение – 65 %, воровство – 80 %, грубость, сквернословие – 80%., Педагоги: опрошено - , невыполнение домашних заданий – 66%, отказ от работы в классе – 66%, демонстративность – 33 %, ошибки в правописании – 33%. , излишняя замкнутость, общительность – 50 %, вызывающий внешний вид – 20%, драки – 75 %, срывы уроков, прогулы – 100 %, отрицательное отношение к учебе – 45 %, неусидчивость на уроке – 33 %, неподчинение учителям и взрослым – 66 %, курение – 45 %, воровство – 80 %, грубость, сквернословие – 80%.
Из полученных данных можно сделать вывод: что наблюдается несоответствие ответов детей, педагогов и учителей по некоторым вопросам. Особо следует отметить совпадение ответов родителей и детей. В целях точности исследований, я специально опрашивала родителей и детей из одной семьи. Практически наблюдалось соответствие их ответов и мнений. Это позволяет сделать вывод, что родители влияют на мнение своих детей. Если родители считают некоторые отклонения в поведении нормой, то учитель не сможет переубедить ребенка. Ребенок все равно будет делать так, как сказали родители. В своей практике я часто встречалась с такими подростками из социально-неблагополучных семей, которые слушая мою беседу, возмущались тем, что я утверждаю, что то или иное действие отклонение в поведении. Даже у самого профессионального учителя, проработавшего не один десяток лет в школе, бывают моменты, когда он начинает сомневаться в своем профессионализме, сталкиваясь с отрицанием со стороны ребенка и родителей норм и правил поведения в школе. Это лишний раз подтверждает, что самое главное в жизни человека – его семья и те ценности и нормы, которые формируют родители. В семьях, где происходят скандалы, агрессия по отношению к ребенку - ребенок чувствует себя ненужным и непринятым. А это толкает его на улицу, к людям, которые, по его мнению, его «понимают и принимают таким какой он есть».
Отклонения в поведении часто связаны с нарушениями в эмоциональной сфере. Эти нарушения мешают подростку развиваться. Эмоциональные проблемы отвлекают его от поставленных задач, он отстраняется от коллектива сверстников, не идет «в ногу с ними». Из-за этого он становиться изгоем, другим, не таким как все. Причину таких эмоциональных расстройств можно наблюдать в семье. Имеющиеся у детей и подростков различные отклонения в развитии личностной сферы и в поведении могут сказываться на учебной деятельности, настроении, взаимоотношениях и, в целом, на процессах развития личности ее установках, перспективах и успехах.
Такие отклонения не всегда известны учителям и могут, как показал наш опыт, приводить к неправильному истолкованию поведения ребенка, неверной оценке его действий, что отрицательно сказывается на его познавательном прогрессе.
Изучение причин отклоняющего поведения по опросу участников образовательного процесса привело к определенным выводам. 25 % детей считают, что причина в каком-то заболевании; 62% - в неблагополучной ситуации в семье; 28% - в недостаточной уверенности школьника в себе; 34% - в неумении себя контролировать;. 40% - в стрессовых жизненных ситуациях; 45 % - в отсутствии внимания со стороны родителей, их чрезмерной занятости; 14 % - в физических недостатках; 22% - в отрицательной оценке взрослыми способностей ребенка; 34 % - обилие ненужных предметов; 37 % - в недостаточной компетентности учителей; 45 % - нежелание некоторых учителей находить общий язык с учениками; 22% - непонимание взрослыми проблем подростков; 34 % - конфликты с родителями; 8 % - плохая материальная обеспеченность семьи. Родители считают, что основные причины отклоняющего поведения лежат в неблагоприятной ситуации в семье – 100 %, неопытность, неумелые действия некоторых педагогов- 66%, неуважение к педагогам в семье – 66 %, в органических в нарушениях центральной нервной системы – 100 %.
Результаты говорят сами за себя. Мы, педагоги, должны относиться к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию по особенному, не так как к остальным. Мы не имеем права указывать ребенку, находящимся на особом контроле, что он под контролем, что его считают трудным. Особенность подросткового возраста в том., чтобы оправдывать «негативные» ожидания других людей. Не имеем право при всех обсуждать поведение ребенка. Это ведет к агрессии по отношению к «хорошим» ученикам и учителю.
Необходимо сделать так, чтобы дети тянулись к педагогам. В результате проведенного опроса выявлено, что если у детей возникнут какие-либо проблемы они обратятся: 37% - к классному руководителю; 8 % - к учителю; школьному психологу – 2%, к родителям – 65 %; к брату/сестре – 34 %; другу, однокласснику – 51 %; к кому-то еще – 14%. Меня, как мать, радует, что основная масса опрошенных детей намерены обращаться к родителям со своими проблемами. Но можно сделать вывод, что педагоги не всё ещё сделали, чтобы дети не боялись обращаться к нам со своими проблемами, чувствовали нашу поддержку.

Использованная литература:
Иван Котва «невыполнимые советы по воспитанию» Книга для психологов, родителей и детей. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6(12).
Дональдс Вудс Винникотт «Разговор с родителями» Библиотека практической психологии и психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 112с.

Райфшнайдер Т.Ю. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения / Сборник материалов Международной конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». Тамбов, 2006.