среда, 2 июня 2010 г.

Влияние семьи на поведение подростка

Влияние семьи на поведение подростка.
(из опыта работы)
Реутова Таисия Назришоевна, социальный педагог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г.Энгельса Саратовской области

Семья – ячейка общества. Семья – это главное, что есть в жизни каждого человека. Сколько бы не было лет, в любом возрасте мы возвращаемся в семью. Хорошо ли нам , плохо ли. Только здесь, в семье, нам рады всегда, в любом состоянии. «Что имеем не храним, потерям плачем». Когда родные люди умирают, осознаешь, что не хватает нам их ворчливости, раздражительности, упрямства, всего того, что так раздражало при их жизни. Вижу немолодого человека, который приходит на могилу родителей. Разговаривает с ними, просит за что-то прощение. Только человек, потерявший всё человеческое может обидеть своих родителей. К сожалению, СМИ и телевидение в последнее время часто рассказывает нам о таких «моральных уродах», которые поднимают руку на свою мать, убивают своих родных из-за квартиры, за то, что не дали деньги на выпивку и дозу. А ведь ,наверняка, они тоже были детьми и любили своих родителей. Дарили подарки на праздники, помогали по дому. Что же могло произойти? Что так изменило этих особей человеческого вида. Может они заболели?
Да, наверное, заболели и причина этой страшной болезни лежит, по моему убеждению, в семье.
Многие источники и жизненный опыт доказывают, что дети проецируют свою жизнь по образу и подобию своей семьи. Мы можем долго говорить о том, что нельзя курить и пить ребенку, но сами продолжать злоупотреблять вредными привычками. Мы можем учить ребенка соблюдать гигиену жилища и личную гигиену, а сами ходить с немытыми волосами и грязными ногтями и допускать запыление и грязь в доме. Говорить ребенку о благородстве и милосердии, а сами обсуждать и осуждать соседей при ребенке, не уступить место старушке в автобусе, и брезгливо оттолкнуть с дороги старика, который мешает вам пройти. Главное для ребенка – иметь перед собой пример, достойный подражания. Даже не в смысле материального благополучия, а в смысле самоактулизации, то есть плодотворного претворения в жизнь собственных способностей. Дети чувствуют счастливых людей и тянутся к ним. Если дома «всё хорошо» и мама улыбается, а папа дружески похлопывает по плечу, то и у ребенка на душе светло и спокойно и он не будет чувствовать себя брошенным и ненужным.
Что бы не говорили о значении школы в воспитании и развитии здоровой, полноценной личности, самое важное значение в жизни любого человека играет семья. В последнее время, всю вину за совершение школьников правонарушений и преступлений, асоциального поведения перекладывают на школу. А это, по крайней мере, нелогично, так как авторитетом для ребенка являются родители, какие бы они не были.
В нашей школе обучаются 454 человека из них – 113 детей проживают в неполных семьях: воспитывает одна мать – 73, воспитывает мать одиночка – 7, воспитывает один отец – 6. Я считаю, что неполные семьи имеют право на существование. И только от родителей зависит как эта жизненная ситуация отразиться на ребенке. Проводя исследование детей асоциального поведения, я сделала вывод, что, к сожалению, все 14 подростков, состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних проживают в неполных семьях, 9 из 10 семей в социально-опасном положении – неполные семьи. Это вовсе не означает, что если семья неполная, значит в ней обязательно могут возникнуть проблемы с ребенком. Но факт, остается фактом. Неполные семьи тоже бывают разные. Некоторые люди слишком заняты устройством собственной жизни и собственным трудным характером и потому не могут дать детям того, что им нужно. Вот тогда и возникают отклонения в поведении детей. В семьях «наших» детей асоциального поведения – родители зачастую просто не замечают своих детей, устраивают свою личную жизнь, бросают детей. И такая ситуация наблюдается не только в этом учебном году. Проводя мониторинг за 5 лет, можно сделать такие же выводы. Если ребенку не уделяют должного внимания, у него проявляется отклоняющее от нормы поведение.
Проводили анкетирование среди участников образовательного процесса : родителей, детей и учителей. Вопросы анкеты для всех были практически одинаковые и касались отклоняющего от нормы поведения в школе: какие формы поведения считаете отклоняющими от нормы, причины отклоняющего поведения, к кому обратились бы со своими проблемами. В результате этого исследования выявлено, что отклоняющим поведением считают дети – опрошено - : невыполнение домашних заданий – 62%, отказ от работы в классе – 51%, демонстративность – 37 %, ошибки в правописании – 8%. , излишняя замкнутость, общительность – 7 %, вызывающий внешний вид – 25 %, драки – 74 %, срывы уроков, прогулы – 71 %, отрицательное отношение к учебе – 45 %, неусидчивость на уроке – 25 %, неподчинение учителям и взрослым – 51 %, курение – 65 %, воровство – 80 %, грубость, сквернословие – 80%. Родители: опрошено - невыполнение домашних заданий – 100%, отказ от работы в классе – 66%, демонстративность – 66 %, ошибки в правописании – 2%. излишняя замкнутость, общительность – 37%, вызывающий внешний вид – 20 %, драки – 75%, срывы уроков, прогулы – 100%, отрицательное отношение к учебе – 45 %, неусидчивость на уроке – 66 %, неподчинение учителям и взрослым – 66 %, курение – 65 %, воровство – 80 %, грубость, сквернословие – 80%., Педагоги: опрошено - , невыполнение домашних заданий – 66%, отказ от работы в классе – 66%, демонстративность – 33 %, ошибки в правописании – 33%. , излишняя замкнутость, общительность – 50 %, вызывающий внешний вид – 20%, драки – 75 %, срывы уроков, прогулы – 100 %, отрицательное отношение к учебе – 45 %, неусидчивость на уроке – 33 %, неподчинение учителям и взрослым – 66 %, курение – 45 %, воровство – 80 %, грубость, сквернословие – 80%.
Из полученных данных можно сделать вывод: что наблюдается несоответствие ответов детей, педагогов и учителей по некоторым вопросам. Особо следует отметить совпадение ответов родителей и детей. В целях точности исследований, я специально опрашивала родителей и детей из одной семьи. Практически наблюдалось соответствие их ответов и мнений. Это позволяет сделать вывод, что родители влияют на мнение своих детей. Если родители считают некоторые отклонения в поведении нормой, то учитель не сможет переубедить ребенка. Ребенок все равно будет делать так, как сказали родители. В своей практике я часто встречалась с такими подростками из социально-неблагополучных семей, которые слушая мою беседу, возмущались тем, что я утверждаю, что то или иное действие отклонение в поведении. Даже у самого профессионального учителя, проработавшего не один десяток лет в школе, бывают моменты, когда он начинает сомневаться в своем профессионализме, сталкиваясь с отрицанием со стороны ребенка и родителей норм и правил поведения в школе. Это лишний раз подтверждает, что самое главное в жизни человека – его семья и те ценности и нормы, которые формируют родители. В семьях, где происходят скандалы, агрессия по отношению к ребенку - ребенок чувствует себя ненужным и непринятым. А это толкает его на улицу, к людям, которые, по его мнению, его «понимают и принимают таким какой он есть».
Отклонения в поведении часто связаны с нарушениями в эмоциональной сфере. Эти нарушения мешают подростку развиваться. Эмоциональные проблемы отвлекают его от поставленных задач, он отстраняется от коллектива сверстников, не идет «в ногу с ними». Из-за этого он становиться изгоем, другим, не таким как все. Причину таких эмоциональных расстройств можно наблюдать в семье. Имеющиеся у детей и подростков различные отклонения в развитии личностной сферы и в поведении могут сказываться на учебной деятельности, настроении, взаимоотношениях и, в целом, на процессах развития личности ее установках, перспективах и успехах.
Такие отклонения не всегда известны учителям и могут, как показал наш опыт, приводить к неправильному истолкованию поведения ребенка, неверной оценке его действий, что отрицательно сказывается на его познавательном прогрессе.
Изучение причин отклоняющего поведения по опросу участников образовательного процесса привело к определенным выводам. 25 % детей считают, что причина в каком-то заболевании; 62% - в неблагополучной ситуации в семье; 28% - в недостаточной уверенности школьника в себе; 34% - в неумении себя контролировать;. 40% - в стрессовых жизненных ситуациях; 45 % - в отсутствии внимания со стороны родителей, их чрезмерной занятости; 14 % - в физических недостатках; 22% - в отрицательной оценке взрослыми способностей ребенка; 34 % - обилие ненужных предметов; 37 % - в недостаточной компетентности учителей; 45 % - нежелание некоторых учителей находить общий язык с учениками; 22% - непонимание взрослыми проблем подростков; 34 % - конфликты с родителями; 8 % - плохая материальная обеспеченность семьи. Родители считают, что основные причины отклоняющего поведения лежат в неблагоприятной ситуации в семье – 100 %, неопытность, неумелые действия некоторых педагогов- 66%, неуважение к педагогам в семье – 66 %, в органических в нарушениях центральной нервной системы – 100 %.
Результаты говорят сами за себя. Мы, педагоги, должны относиться к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию по особенному, не так как к остальным. Мы не имеем права указывать ребенку, находящимся на особом контроле, что он под контролем, что его считают трудным. Особенность подросткового возраста в том., чтобы оправдывать «негативные» ожидания других людей. Не имеем право при всех обсуждать поведение ребенка. Это ведет к агрессии по отношению к «хорошим» ученикам и учителю.
Необходимо сделать так, чтобы дети тянулись к педагогам. В результате проведенного опроса выявлено, что если у детей возникнут какие-либо проблемы они обратятся: 37% - к классному руководителю; 8 % - к учителю; школьному психологу – 2%, к родителям – 65 %; к брату/сестре – 34 %; другу, однокласснику – 51 %; к кому-то еще – 14%. Меня, как мать, радует, что основная масса опрошенных детей намерены обращаться к родителям со своими проблемами. Но можно сделать вывод, что педагоги не всё ещё сделали, чтобы дети не боялись обращаться к нам со своими проблемами, чувствовали нашу поддержку.

Использованная литература:
Иван Котва «невыполнимые советы по воспитанию» Книга для психологов, родителей и детей. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6(12).
Дональдс Вудс Винникотт «Разговор с родителями» Библиотека практической психологии и психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 112с.

Райфшнайдер Т.Ю. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения / Сборник материалов Международной конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». Тамбов, 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий