четверг, 10 июня 2010 г.

Немного о милосердии

Немного о милосердии.
(из опыта работы)
Социальный педагог МОУ СОШ № 31 г.Энгельса Саратовской области
Реутова Таисия Назришоевна.

В одном провинциальном городке жила-была девочка. Ничем она не отличалась от своих сверстников. Училась в школе, помогала маме по хозяйству, ходила в музыкальную школу.
Так жила она и не подозревала, что её жизнь может измениться в одно мгновение.
Однажды шла девочка из музыкальной школы. Погода была пасмурная, моросил дождь. На душе «скребли кошки», скоро экзамены, а почти ничего не готово, надо постараться. И без того низкая самооценка, опускалась ещё ниже. В голове проносились мысли о том, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию? А что скажет мама? Опять я не оправдаю её надежд. И в этот самый момент, девочка подошла к пешеходному переходу. Машины неслись, казалось, с огромной скоростью, никто не хотел уступать дорогу пешеходам. В начале перехода стояла бабушка с клюкой и опасливо озиралась по сторонам. Она казалась такой одинокой, такой напуганной. Люди шли мимо, все были заняты своими проблемами, никто не замечал эту одинокую, сгорбленную фигурку.
«Доченька,- обратилась она к девочке – помоги мне перейти дорогу. Совсем я со страху растерялась», чуть не плакала она. Девочка на минуту отвлеклась от своих нерадостных мыслей. «Бабушка, давайте я вам помогу. Мне совсем не трудно!»
Бабушка оперлась на руку девочки и они перешли дорогу. Машины по прежнему проносились мимо, люди шли своей дорогой. А у девочки вдруг от чего-то стало на душе светлее, радостнее как-то. Девочка не понимала почему с ней происходят эти перемены.
И она сделала для себя вывод, что чувствует себя супергероем., как герой из фильма «Черная молния». И эти ощущения ей очень понравились. Все грустные мысли отступили на второй план и она уже не вспоминала, что её так беспокоило. Придя домой, девочка не могла успокоиться, ей хотелось поделиться своей радостью с мамой.
«Мама, я сегодня я перевела бабушку через дорогу! Бабушка назвала меня доченькой. Мне это так понравилось. Мама, я герой?»
Это реальная история, произошедшая с подростком в 2010 году.
Почему же для современного ребенка перевести бабушку через дорогу приравнивается к героическому поступку?
Куда ушли времена тимуровских отрядов? Когда помощь старшим воспринималась, как само собой разумеющееся.
Уступить место в автобусе не приветствуется сверстниками. Перевести бабушку через дорогу подвиг.
Что же такое милосердие? Как понимают это «милое сердцу» дело подростки XXI века. Способны ли они чувствовать и сострадать.
Я провела опрос в своей школе среди подростков 13-15 лет. Опрошено было 80 человек учащихся 7-8 классов. На вопрос «Что такое милосердие?» 48% ответили, что это человечность, 42% - доброжелательность, 37 % - доброта, 21% - уважительность, 16% - отзывчивость, 6% - сочувствие.
Обратимся к словарям.
Исторический словарь
— сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся
Большой энциклопедический словарь
МИЛОСЕРДИЕ, сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
Словарь символов
В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.
Социологический словарь
— англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению.
В результате опроса выяснено, что наши дети понимают, что такое милосердие. А применяют ли они милосердие в повседневной жизни? На вопрос «Уступите ли вы место пожилому человеку в автобусе?» 58 % ответили – конечно, 37 % - в зависимости от моего состояния, 6% - ответили «нет». Что и говорить, уважительное и сострадательное отношение к старшим развито у наших детей ещё недостаточно. И хочется сказать, что корни этого лежат в семье. Если в автобусе мама не садиться сама, а сажает своего «дитятю», поднимает всех криком «Уступите место ребенку», то и ребенок не уступит место ни матери, ни «чужому» пожилому человеку. Только личным примером можно зародить в ребенке ростки милосердия.
На вопрос «Как вы относитесь к людям без определенного места жительства?»
58 % ответили – сочувствую, 42 % - терпимо, 16 % - желаю помочь. Всё таки сочувствие перевесило терпимость. Это радует.
Часто в СМИ обсуждают тему смертной казни в нашей стране. Я решила спросить подростков «Как вы считаете нужна ли смертная казнь в России?» 58 % ответили – некоторых подонков надо расстреливать на месте, 21 % считают, что не нужна, хорошо, что отменили, 16 % - считают, что это грех, 10 % - уверены, что необходимо оставить смертную казнь не для всех категорий преступлений. Уверена, что эту тему обсуждают почти в каждой семье. Может быть многие ответы «срываются» с уст родителей?!
58 % респондентов считаю, что люди «других» национальностей такие же , как и другие, 37 % признают, что среди их друзей много подростков разных национальностей, 21 % относиться терпимо. Как видно из опроса, в нашей школе проблема национализма остро не стоит. Национальный состав нашей школы складывается из таких национальностей как : казахи, армяне, азербайджанцы. И все дети дружат с друг другом и не замечают различий.
Несколько слов о подвиге. На вопрос «Переведете ли вы бабушку через дорогу, если спешите?» 68% ответили – конечно, старость надо уважать, 26 % - зависит от ситуации, 6 % - нет я спешу. Старость надо уважать, но в особых ситуациях. Какая же ситуация может заставить подростка помочь человеку. Может потому и помощь нуждающемуся и воспринимается как подвиг.
Нуждающимся может быть не только человек, но и «братья наши меньшие» Мы живем на окраине города и в нашем микрорайоне остро стоит проблема бездомных животных. Собаки стаями по 8-10 животных лежат возле остановок и магазинов. Эта ситуация вызывает чувство страха и ненависти к животным у жителей нашего поселка. Я не могла не спросить у детей «Как вы относитесь к бездомным животным и что предлагаете, чтобы изменить ситуацию?» 84 % видят решение проблемы в создании приютов для бездомных животных, 16 % боятся за свою жизнь, 16 % предлагают проводить санитарную обработку животных, 6 5 считают, что необходимо не давать им размножаться. Дети понимают людей, которые подкармливают бездомных животных (68 %) и сами подкармливают (26 %).
Чтобы там не говорили о потерянном поколении, я считаю, что в отдельно взятом районе наблюдаются проявления милосердия. Дети видят это по своему – дать кусок хлеба бездомной собаке, помочь бабушке перейти дорогу, быть не жестоким, а добрым и человечным по отношению к окружающим людям. И если «маленький» человек совершит маленький подвиг, то встав взрослым, он не допустит ненависти, унижений и жестокости. Может быть тогда исчезнут войны и расовая ненависть.
В нашей школе проводятся социально-значимые акции для обучающихся, призванные на проявления милосердия: это сбор подарков для детей из детских домов, это посещение интерната для умственно-отсталых детей, помощь ветеранам. Можно много перечислять мероприятий, проводимых в школе, но самое главное, и я не устаю это повторять, это те ценности и установки, которые получают дети в семье.
Родители! Будьте милосердны прежде всего к себе. Воспитывая милосердного ребенка, вы обеспечиваете себе не одинокую, не нищую старость. Подумайте об этом, когда будете ехать в автобусе, идти по улице, стоять в очередях.
Задача родителей и школы сделать помощь слабому обычным явлением для наших детей. Пусть это приносит им радость. Сегодня ребенок поможет чужому человеку, а завтра и близкий человек не останется без внимания. Может быть тогда не будет брошенных и забытых стариков, умирающих в нищете и одиночестве.

2 комментария: